Говоря о грузоперевозках в Европе, прежде всего, конечно же, имеются ввиду страны Евросоюза, его особые территории и ассоциированные кандидаты. Вторым наиболее значимым объединением Европы является СНГ, который, хотя и относится к Европе, имеет свои существенные особенности, в том числе, частично и в сфере грузоперевозок. Таким образом, логистический комплекс Европы – это 28 стран Евросоюза и 5 стран кандидатов. И большинство из них относятся к наиболее высокоразвитым с экономической точки зрения.
Транспортная система Европы занимает первое место в мире по уровню развития и частоте движения, а также делит первое и второе места с США по дальности перевозок. На территории Старого Света, как иногда принято называть Европу, присутствуют все четыре составляющих, обеспечивающий весь грузооборот – воздушные, автомобильные, железнодорожные и морские перевозки. Причем все имеют примерно одинаковое значение, без четко выраженного лидерства.
Что касается внутренних перевозок в Европе, то около 40% из них осуществляется по средствам автомобильного транспорта, 35% приходится на водный (морской и речной) и 25% занимают железнодорожные перевозки. Во внешнем грузообороте картина немного другая. Наблюдается четкое смещение акцентов в сторону морских перевозок, которые обеспечивают до 50-55 % всего товарооборота между Европой и остальным миром. Также большое значение получают авиационные перевозки, хотя их доля примерно равна международным авто и ЖД перевозкам, т.е. в среднем по 15%.
Грузоперевозки между Российской Федерацией и Европейским Союзом осуществляются с использованием всех четырех типов транспорта. Причем не менее трети всех грузов, поступающих в нашу страну из Европы, являются транзитными, т.е. следующие в Россию с других континентов. В Европе есть три крупнейших распределительных центра, через которую идут подобные транзиты. Первый находится в Финляндии, второй в Нидерландах и третий в Италии. Финским направлением чаще всего пользуются транспортные компании из Центральной России, получая и отправляя грузы через Балтику. Италия обеспечивает доставку грузов в южные порты на Черном море, а Нидерланды могут выбираться в качестве распределительного центра для перевозки грузов по всем трем направлениям – через Балтику, Северные или Черноморские порты Российской Федерации.
В системе международных, да и внутренних перевозок Европы делается ставка, в основном на сборные грузы. На то есть ряд причин, одна из которых – это довольно децентрализованная структура европейских городов. В отличие от той же России, в Европе города равномерно распределены по всей территории. Конечно, есть и мегаполисы, но их доля в объемах грузоперевозок не столь значительна. Т.е. вся логистика Европы построена не по лучевой схеме с единым центром, а является широко разветвленной. Например, по этой причине для международных перевозок (из той же России или обратно) довольно широко используются автомобильный транспорт.
Конечно, система централизованного распределения грузов внутри Евросоюза также используется, особенно в Германии, но, опять-таки, эти центры в основном обрабатывают грузы, пришедшие с других континентов, таких как Юго-Восточная Азия или Латинская и Северная Америка. В случае с Россией на первом месте находятся прямые точечные перевозки товаров и грузов.
Отдельно нужно сказать про воздушный транспорт. В Европе грузовые авиаперевозки развиты лучше всех в мире. Именно они с каждым годом отбирают на себя часть международного грузопотока у водных видов транспорта. Пока сдерживающим фактором роста авиаперевозок является их более высокая стоимость, но Европа пытается и успешно решает проблему за счет разработки более экономически эффективных транспортных самолетов и введения в строй регулярных грузовых рейсов, которые, как известно, дешевле чартеров.