Таможня
Битва за систему МДП (TIR) - ФТС против АСМАП

Битва за систему МДП (TIR) - ФТС против АСМАП

В 1975 году, в целях оптимизации интернациональных грузоперевозок и упрощения правил таможенного оформления грузов, Европейская экономическая комиссия ООН выступила инициатором принятия Таможенной конвенции о международных дорожных перевозках (TIR). Конвенцию ратифицировали 68 стран, в том числе Россия. Использование книжки МДП (TIR), по соглашению стран-участников конвенции, с целью гарантированного получения таможенных платежей при транзитных перевозках, одновременно с отказом от прохождения таможенного досмотра при каждом пересечении границ стран-участниц должно было существенно упростить жизнь перевозчикам.

Груз при этом доставляется под пломбой страны отправления, что отвечает требованиям внутренней безопасности стран-участниц. Гарантией таможенных платежей служат отрывные талоны, содержащиеся в книжке МДП (TIR) – при пересечении границ стран-участниц перевозчику достаточно предъявить его. Именно организация, непосредственно одобренная, соблюдающая требования и взаимодействующая с IRU (International Road Transport Union) и должна гарантировать уплату всех таможенных платежей. В Российской Федерации, на сегодняшний день такой организацией является АСМАП (Ассоциация международных автоперевозчиков).

Нельзя забывать, что, поскольку в Европейском союзе действует своя внутренняя система гарантий уплаты таможенных платежей при перевозках, Россия извлекает наибольшую выгоду от использования Конвенции.

Именно поэтому всеобщее недоумение вызвало заявление в июле 2013 года ФТС (Федеральной таможенной службы) об отказе использования МДП (TIR). Фактически этим таможенная служба единолично отказалась от исполнения международной конвенции ратифицированной Российской Федерацией. Логично, что ФТС не смогло закрепить свое внутреннее решение никаким нормативным актом, т.к. такой акт, вступил бы в противоречие с указанной выше конвенцией.

Более того, ни с органами власти, ни с бизнесом это решение не обсуждалось. Однако, ФТС перенесло ввод новых правил по просьбе Ассоциации европейского бизнеса.

Еще большее недоумение вызвал мотив таможенников. По мнению ФТС АСМАП не исполняет обязательства. С 1996 года ФТС, за неоплаченные пошлины гарантированные книжкой МДП (TIR), насчитала долг в размере 20,8 млрд. руб., который ни АСАМП, ни IRU не признали. Благодаря автоматизированной системе SafeTIR, позволяющей отслеживать все операции по МДП (TIR), в течение 2013 года было зафиксировано всего 105 требований ФТС, срок оплаты по которым еще идет. При этом все старые долги были урегулированы отдельным соглашением АСАМП, IRU и ФТС ранее.

Дело дошло до суда, но из выявленных ФТС 4209 нарушений, практически 50% сама же ФТС не заявляла АСМАП, а в удовлетворении немалой части претензий отказал суд.

В итоге суд остался на стороне АСМАП и обязал ФТС сделать официальное опровержение размещенной о задолженности АСМАП информации.

ПОИСК ГРУЗОВ НА БИРЖЕ CARGOX - ПОСМОТРЕТЬ

Несмотря на то, что Коллегия ВАС, по иску АСМАП, признала недействующими письма ФТС о введении новых правил таможенного обеспечения, таможенники не смогли отказаться от своих планов и, «в качестве эксперимента» перестали принимать книжки МДП (TIR) с 18 февраля по 1 июля 2014 года. Открытым остается вопрос о необходимости национальной гарантии (поручительства и т.д.) в отношении товаров ввозимых с МДП (TIR).

Еще одна экспериментальная новелла ФТС, на данный момент – таможня берет на себя функции адресного регулирования перевозчиков. Т.е. утверждает список компаний, которые могут ввозить товары без какого-либо обеспечения в принципе.

К сожалению, после 1 июля, ситуация станет более неопределенной. Срок действующего соглашения между ФТС, АСМАП и IRU истекает, а аналогов АСМАП, авторизованного в IRU на внутреннем рынке РФ пока нет. Поэтому не совсем понятен смысл планирования конкурса ФТС на нового гаранта. Как будет регулироваться тарифная сетка такого «нового гаранта», в случае если он будет найден? Если соглашение не будет достигнуто МДП применяться не будет. IRU так же не остался в стороне и предупредил, что может отозвать гарантийное обеспечение всех книжек МДП, выданных в РФ, если соглашение о возможности их применения не будет достигнуто.

Естественно, что все вышеуказанное сказалось, прежде всего, на профессиональных участниках рынка перевозок. Адресное регулирование, создает еще большую неразбериху на рынке, а так же позволяет на рынок искусственно влиять. Одни компании включаются в список и их перевозки не обеспечиваются в принципе, в то время, как другие несут на себе все прелести «недостаточного обеспечения по книжкам МДП». Одновременно с этим, на разных пунктах пропуска ФТС появились свои правила и расценки, что увеличивает и без того высокие операционные расходы перевозчиков. Сложившаяся ситуация, так же, вынудила часть перевозчиков изменить логистику и ввозить товары через Белоруссию и Казахстан. Даже при условии увеличения дальности это оказывается выгодным.

В целом увеличение давления на сегмент, который и так находится на грани рентабельности, никак не может быть эффективным. Какие цели преследует ФТС при этом, остается только гадать. Увеличение затрат однозначно ляжет на плечи поставщика и/или перевозчика, а значит в конечном счете импортные товары подорожают, а сроки доставки вырастут.

Также по теме:

Логистика
Зарубежные интернет-магазины. Миф или реальность?

Зарубежные интернет-магазины. Миф или реальность?

Популярность интернет-магазинов неуклонно растет. Онлайн-шоппинг постепенно вытесняет привычные походы по магазинам, а кто-то уже сейчас все необходимое покупает через интернет. 

Подробнее
Логистика
Доставка грузов автотранспортом: выбор правильной компании

Доставка грузов автотранспортом: выбор правильной компании

Как выбрать компанию, если вам нужна доставка грузов автотранспортом? Рассмотрим критерии, по которым можно подобрать поставщика услуг. Перевозки автотранспортом - это быстро, качественно и экономично. Несмотря на активное развитие альтернативных видов услуг, доставка грузов автотранспортом является одной из наиболее востребованных. Особенно это касается вариантов доставки на относительно небольшие расстояния, где автотранспортным перевозкам нет равных в части мобильности и экономичности.

Подробнее
Логистика
Грузоперевозки в кредит - поиск взаимовыгодного решения

Грузоперевозки в кредит - поиск взаимовыгодного решения

Грузоперевозки являются сферой, в которой обращается большое количество товарно-денежной массы. Функционирование этой сферы в нашей стране подчинено рыночным законам, однако некоторые особенности всё же есть – неимоверно жёсткая конкуренция и практически полное отсутствие работы в кредит. Объясняется это несовершенством отечественного законодательства, позволяющего неплательщику благополучно избежать неустойки либо выплатить причитающиеся деньги лишь спустя год-два после череды судебных разбирательств.

Подробнее
Международные перевозки

Последние новости

Профессиональная экономия топлива от Volvo

Цель компании Volvo – обеспечить любого своего покупателя грузовым автомобилем, разработанным с учетом сферы его деятельности, привычек, жизненных принципов.

Подробнее 28.02.2019

Жд доставка грузов из Китая в Россию

Железнодорожные грузоперевозки из Китая в Россию стремительно развиваются в последние годы и на сегодняшний день «вытесняют» морской вид транспорта. Стоимость ж/д доставки выше транспортировки грузов морем, но значительно ниже авто и авиаперевозок. Возможны отправки как сборных грузов, так и контейнерные ж/д перевозки.

Подробнее 21.01.2019

БелАЗ снова поставляет в Китай свои большегрузы

После четырёхлетнего перерыва белорусский автогигант поставил в Поднебесную первый экземпляр гигантского карьерного самосвала грузоподъёмностью триста шестьдесят тонн. Если машина заинтересует китайцев, Жодинское предприятие сможет получить контракт на изготовление сразу двенадцати подобных большегрузов. На данный момент в КНР уже трудятся почти полтысячи БелАзов с грузоподъёмностью от тридцати до двухсот сорока тонн.

Подробнее 17.01.2019